В.В.Путину, в Совет при Президенте РФ по культуре и искусству
Детские музыкальные школы в последние годы стали практически единственным местом, где дети могут приобщаться к высокой культуре. Каждый ребёнок развивается по мере своих способностей и трудолюбия, к каждому применяется индивидуальный подход, и в результате поддерживается минимальный уровень культуры в обществе, воспитываются любители классической музыки, а лучшие выпускники продолжают обучение и становятся профессиональными музыкантами. Эта система сложилась более 100 лет назад и была эффективной: музыкальные школы (как в крупных городах, так и в самых отдалённых уголках России) взрастили множество выдающихся музыкантов.
Конечно, всегда можно говорить о недостатках, всегда можно что-то усовершенствовать, но то, что происходит сейчас, а именно - процесс разделения учебных программ на предпрофессиональные (для небольшого числа детей с выдающимися способностями, которым с 6 лет определили профессиональное будущее) и художественно-эстетической направленности (для всех остальных, без вступительного прослушивания и за счёт родительской платы за обучение), может показаться перспективным лишь на первый и непрофессиональный взгляд. Полная цена одного урока сегодня - от 900 рублей и выше. Сколько детей сможет при таких условиях заниматься в музыкальной школе, если вспомнить о среднестатистическом уровне доходов у населения? В результате нас ждёт полный развал системы детского музыкального образования, и это очевидно большинству компетентных в этой области людей.
Возникает вопрос: кому будут нужны профессиональные музыканты без слушательской аудитории, которую надо воспитывать с детских лет? Это должно быть заботой государства: детей надо привлекать к культуре, а не наоборот. Необходимо отстоять право детей на начальное музыкальное образование. Его должны получать все желающие, причём в зависимости от способностей и при условии выполнения учебного плана, а с выбором профессии они определятся в сознательном возрасте, как это и было до сих пор. Если принимать на обучение всех подряд, ничего с них не спрашивать и при этом брать за уроки немалые деньги, то школа превратится в супермаркет. Художественно-эстетическое развитие - скорее задача кружков в Центрах детского творчества, самодеятельных хоров и оркестров (тоже нужных обществу), а школа должна оставаться школой: с зачётами, экзаменами и свидетельством об окончании курса обучения, с сохранением высокого качества работы и индивидуального подхода.
Второй вопрос - о детском вокальном образовании. Вопрос сложный и требующий рассмотрения. Эта область детского образования - самая молодая, и на первом этапе было сделано немало ошибок. Не было общей программы, так как её разработка требовала определённого опыта. Появилось множество учителей пения, недостаточно владеющих материалом, так как детских вокальных педагогов раньше нигде не готовили. Соответственно, были и негативные результаты. Но! Если закрыть вокальные отделения, то проблема не будет решена. Часть детей продолжит заниматься частным образом, а значит, бесконтрольно. В результате неизбежны завышенные требования, так как усилится гонка за местами лауреатов конкурсов (педагоги должны будут отрабатывать таким образом свои гонорары). Сколько детей при этом останется без голосов? Контроль со стороны методистов и коллег необходим! Другие школьники уйдут в поп-культуру, а классический репертуар опять станет "закрытой книгой". Задумаемся о том, что запретить одарённому ребёнку петь невозможно. Значит, ему надо помогать делать это правильно: исправлять дефекты, прививать вокальные навыки, предлагать интересный, доступный и полезный для развития репертуар.
За последние годы было многое сделано. Проводились вокальные конференции и семинары, мастер-классы лучших преподавателей, открыты курсы повышения квалификации для вокалистов, введены новые разделы в курсы методики и практики у студентов-вокалистов. Осуществлено диссертационное исследование "Сольное академическое детское пение: охрана и развитие голоса, выбор репертуара" (РАМ им. Гнесиных, 2011), где сформулированы ряд ограничений и основные методические подходы к работе с детским голосом, предлагается детский репертуар для разных этапов развития. На основе результатов исследования разработана программа "Охрана и развитие детского голоса в классе академического сольного пения" (она есть в Учебно-методическом центре РОСКИ г. Москвы). Автор указанных работ - кандидат искусствоведения Н.И.Полякова. Значит, опыт уже есть, а вопросы надо решать. Круг заинтересованных лиц широк: с одной стороны - дети, желающие учиться пению и их родители, с другой - педагоги, готовые их учить. Заинтересованы и академические певцы, которым нужны слушатели. Закрыть вокальные отделения - значит, отвернуться от обозначенных проблем и потерять большую часть целевой аудитории, будущих ценителей академического пения, которое сейчас почти что негде услышать (СМИ транслируют, в основном, эстрадную музыку). Дети с удовольствием поют классический репертуар, но необходим грамотный подход к этой работе, и тогда можно будет скорректировать те недостатки, которые были обнаружены за прошлые годы. Добавим, что положительных результатов тоже немало: первые выпускники с успехом становятся студентами колледжей и ВУЗов, как в России, так и за рубежом, а также солистами театров всего мира.
Если мы хотим жить в стране, где высокое искусство никому не нужно, где будет расти уровень преступности, наркомании и дальнейшего упадка нравов, то можно продолжать жить одним днём, заботиться лишь о своём должностном кресле и плыть по течению. Задумаемся о том, что вопрос уровня культуры неразрывно связан с уровнем безопасности страны: внутренней и внешней. Уважение к своим национальным традициям, знание мирового и отечественного музыкального наследия являются основами государственной целостности и независимости. Начатый в настоящее время процесс размывания системы ценностей, потеря самоидентификации у значительной части молодёжи может привести наше Отечество к самым плачевным результатам.
Всё чаще можно слышать, что у России нет будущего. Неужели мы все сдадимся такому положению вещей? Только вместе можно решить наши проблемы. Музыкальные школы - те немногие островки, где дети имеют иной круг общения, получают прививку духовного здоровья и нравственности, поднимаются на более высокий культурный уровень, учатся уважать и любить друг друга, любить нашу музыку и нашу Родину.
[VIDEO]http://youtu.be/G_lgV3p-pZI
С уважением, нижеподписавшиеся
Петиция Остановите процесс уничтожения детских музыкальных школ, дайте вокальным отделам возможность дальнейшего развития к В.В.Путину, в Совет при Президенте РФ по культуре и искусству была создана и написана Наталия Полякова (natalia030@mail.ru). Эта петиция находится на публичном интернет-сервере www.OnlinePetition.ru. Владельцы службы и спонсоры не связаны с петицией. По техническим и другим вопросам обращайтесь на webmaster@onlinepetition.ru
Остановите процесс уничтожения детских музыкальных школ, дайте вокальным отделам возможность дальнейшего развития
Детские музыкальные школы в последние годы стали практически единственным местом, где дети могут приобщаться к высокой культуре. Каждый ребёнок развивается по мере своих способностей и трудолюбия, к каждому применяется индивидуальный подход, и в результате поддерживается минимальный уровень культуры в обществе, воспитываются любители классической музыки, а лучшие выпускники продолжают обучение и становятся профессиональными музыкантами. Эта система сложилась более 100 лет назад и была эффективной: музыкальные школы (как в крупных городах, так и в самых отдалённых уголках России) взрастили множество выдающихся музыкантов.
Конечно, всегда можно говорить о недостатках, всегда можно что-то усовершенствовать, но то, что происходит сейчас, а именно - процесс разделения учебных программ на предпрофессиональные (для небольшого числа детей с выдающимися способностями, которым с 6 лет определили профессиональное будущее) и художественно-эстетической направленности (для всех остальных, ... >>