Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву
Уважаемый Нурсултан Абишевич, на протяжении 23 лет, вы являетесь авторитетом для наших чиновников, благодаря вашей мудрой политике у нас не конфликтов на почве религии или национальности. Но в последнее время наши у нас начились проблемы на почве религии, а именно с министерством образования, потому что Министерство выслало письмо в местные департаменты образования, котором говорится о соблюдении формы одежды в школе. Однако с этим письмом мы не согласны, т.к. наши дети соблюдает форму одежды, белый верх черный низ, что же касается платка, то сегодня у нас нет нормативного акта, официально запрещающего ношение хиджабов в школах,поэтому считаю что предписания указанные в данном письме, нарушают конституционные права моего ребенка. Что же касается устава школы, то этим документом установлен внутренний распорядок школы, но никак не нормативный акт. В связи с этим по этому поводу нам бы хотелось бы указать нанормативные акты нашего государства.
Закон РК и Кемешек (он же Хиджаб)
11 октября 2011 года вами, Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым подписан закон «О религии», который, безусловно, касается всех слоев населения. Неправильное мнение тех, кто считает, что данный Закон регулирует только жизнь людей исповедующих какую-либо религию, это не так. В действительности права верующих людей в Казахстане защищены Конституций страны, ст.ст.1,12,13,14,17,19,22,34,39.
Хочу осветить одно из положений данного Закона, а именно требование п.4 ст.3 «Система образования и воспитания В республике Казахстан, за исключением духовных(религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер».
Руководители учебных заведений, учителя и преподавателю школ, средних и высших учебных заведений, а так же чиновники от образования не должны воспринимать данное положение как сигнал к борьбе с ношением обучающимися и преподающими одежды соответствующей их вероубеждению, т.к. это будет прямым нарушением их Конституционных прав, и об этом прямо указанно в п.5 ст.3 выше названного Закона. В нём указано, - «Воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.»
Положение данной статьи указывает только на то, что в учреждениях образования, кроме духовных, запрещено преподавать религиозные дисциплины, но ни как не на запрет ношения религиозной одежды, а в частности платка или кемешека (хиджаба).
Требование от обучающихся или преподавателя оставить свою веру за порогом учреждения образования, или запрет на посещение данного заведения по мотивам несоответствия одежды принятым каким-либо учебным заведением стандартом школьной формы являются незаконными,т.к. в ст.4 Закона РК «О нормативных правовых актах» указано
«1.Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан»,
«3.Каждый из нормативных актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящего уровня»
ст. 6 «Противоречия норм права в различных нормативных правовых актов»
При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов разного уровня, действуют нормы акта более высокого уровня.
Таким образом, не у кого не должно вызывать сомнение, что любое школьное положение по форме одежды не может быть выше Закона РК и тем более Конституции страны.
В п.1 ст.39 Конституции РК указано, - «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Нет сомнения что платок или кемешек (хиджаб) никоим образом не нарушает ни одно из конституционных требований, и по этой причине любые ограничения в их ношении противозаконны и даже наказуемы, как в административном, так и в уголовном порядке.
Так в ч.2 ст.375 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушения указано, -«Воспрепятствование совершению религиозных обрядов, другой религиозной деятельности, осуществляемой в соответствии с законом, нарушение прав физических лиц в зависимости от их отношения к религии, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, оскорбление религиозных чувств физических лиц - влекут штраф на физических лиц в размере до восьми, на должностных лиц - в размере до пятнадцати месячных расчетных показателей.» платок и кемешек (хиджаб) в данном случае и есть «предмет почитаемый последователями той или иной религии».
А в Уголовном Кодексе это оговорено встатья 141. «Нарушение равноправия граждан»
1. Прямое или косвенное ограничение прав и свобод человека (гражданина) по мотивам происхождения, социального, должностного или имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, принадлежности к общественным объединениям или по любым иным обстоятельствам наказывается штрафом в размере от двухсот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо руководителем общественного объединения, - наказывается штрафом в размере от пятисот до двух тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
статья 54. Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность и наказание
1. Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность и наказание, признаются:
е) совершение преступления по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды, измести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;..»
Зачастую мыслышим от учителей, что они выполняют указание руководства, принуждая обучающихся снять платок или придти в школу без кемешека (хиджаба), но как указанно выше это не освободит их от ответственности за нарушение прав ученика.
Пункт 2 ст.3 Закона РК «Об образовании» говорится «Запрещено создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций(объединений) в организациях образования».
Само собой разумеется, что придя в школу в платке или кемешеке (хиджабе) ученица не создала религиозную организацию в данном учебном заведении.
В том же Законе «Об образовании» в ст.47 указано,- «3. Обучающиеся и воспитанники имеют право на:
10)свободу выражения собственного мнения и убеждений;
11) уважение своего человеческого достоинства;..»
Не допуск ребенка в школу по мотивам ношения кемешека (хиджаба) или платка нарушает и требование статьи:
15. Закона РК «О правах ребенка»
Право ребенка на образование
1. Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего и общего среднего образования и на конкурсной основе - бесплатного технического и профессионального, послесреднего и высшего образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании.
2. Отчисление ребенка из государственного образовательного учреждения до получения бесплатного общего среднего образования или технического и профессионального образования, помимо соблюдения общего порядка отчисления, может быть проведено только с уведомления органов опеки и попечительства.
Статья 35. Ребенок и религия
1. Государство гарантирует невмешательство в воспитание ребенка, основанное на религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, соблюдение традиций и совершение за пределами организаций образования, воспитательных, лечебных и иных аналогичных учреждений религиозных обрядов с участием ребенка, за исключением случаев, когда указанные действия угрожают жизни и здоровью ребенка, нарушают его права и ограничивают ответственность.
Указом Президента Республики Казахстан от 15 ноября 2003 года, № 1227 был ратифицирован Международный пакт 1966 года« О гражданских и политических правах», в котором в п.1 статье 18 провозглашено: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единалично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. В п.4. статьи 18 Международного пакта сказано: «Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями». Также, согласно статье 27 Международного пакта – «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».
Зауреш БАТТАЛОВА, экс-депутат сената
– Во-первых, Конституция – это основной закон страны, и конституционное право граждан на свободу вероисповедания никакой другой закон ограничивать не должен. Во-вторых, Казахстан является членом ООН, и наша страна подписала основные международные пакты, в частности, Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических и социально-культурных правах. В этих документах четко прописано право граждан на вероисповедание. Поэтому такая позиция Министерства образования не соответствует ни Конституции Казахстана, ни международным стандартам.
Официальное разъяснение министра юстиции РК Р.ТусупбековаАлматы.
23.09.09 г.опубликованное на блоге министра юстиции РК
(Законодательство Казахстана не запрещает носить хиджаб в учебных заведениях. Об этом, отвечая на вопрос посетителя интернет-блога, заявил министр юстиции
РК Рашид Тусупбеков.АгентствоKazakhstanToday)
Рассмотрев обращение касательно ношения хиджаба в учебных заведениях города Караганды министр юстиции РКР.Тусупбеков, дал официальное разъяснение в интернет-блоге министерства юстиции РК:
«Согласно статье 22 Конституции, каждый имеет право на свободу совести. Это право включает в себя свободу действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями
Указанная норма Конституции в законе "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях",гарантирует реализацию права граждан на свободу вероисповедания. В соответствии с Конституцией государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер, то есть государство не вмешивается в дела религиозных объединений, а религиозные объединения в дела государства.
Вместе с тем государство может ограничить право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями при исключительных обстоятельствах, определенных в статье 39 Конституции. Ограничения права исповедовать религию и действовать в соответствии с религиозными убеждениями должны быть установлены законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Учитывая приведенные положения Конституции и закона "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений касательно одежды, в том числе хиджаба, для учащихся образовательных организаций республики".Министр юстиции РК Р.Тусупбеков
Минобразования Казахстана не собирается запрещать ношение хиджаба
Вице-министр образования и науки Казахстана МахметгалиСарыбеков заявил о том, что Сегодня у нас нет нормативного акта, официально запрещающего ношение хиджабов в школахв стране нет и не готовится законодательная база для запрета ношения хиджаба в учебных заведениях, сообщает «Интерфакс-Казахстан». 2010 год
Такое заявление вице-министр сделал после встречи с инициативной группой по защите ношения хиджаба в организациях образования. «Я им полностью прокомментировал приказ. Там ни одного слова о хиджабе, ни о ношении другой религиозной атрибутики нет», - отметил Сарыбеков.
Нет сомнения в том, что ношение платка или кемешека (хиджаба) не является религиозным обрядом и ни как не угрожает жизни и здоровью ребенка, и не вмешательство в данном случае прямо гарантировано Законом РК.
Тем не менее министерство образования РК требует от нас снятия платка наших детей, говоря что нарушают Закон об образовании, и ст.4 Закона РК «О нормативных правовых актах»
Таким образом, не у кого не должно вызывать сомнение, что любое школьное положение по форме одежды не может быть выше Конституции страны.
Если Министр Юстиции говорит одно, Министерство образования другое, Генпрокуратура третье, то как быть нашим бедным детям? Ведь они испытывают психологическое давление в лице Министерства Образования, учителя школ приходят к нам домой и терроризируют нас, угрожают нам тем, что лишат родительских прав, угрожают тем что заставят нас выплачивать огромные штрафы за ношение платка.
Так же хотелось бы напомнить ваши слова Президента РК Н.А.Назарбаева, а равно позицию Казахстана в целом, выраженных в период председательства нашей страны в Организации исламского сотрудничества, во время которого была принята Астанинская декларация ОИС, направленная на модернизацию и реформы в качестве основ развития исламского мира в XXI веке.
"С этой позиции Казахстан остается твердым сторонником дальнейшего укрепления и развития исламского мира", - сказал глава государства.
На основании изложенного, руководствуясь нормами Конституции РК и действующими нормативно-правовыми актами РК, гарантирующих защиту гражданских прав и интересов, а также свободу вероисповедания личности в Республике Казахстан,
ПРОСИМ ВАС
Предоставить подробное официальное разъяснение действующего законодательства РК и дать в целом соответствующую правовую оценку по всем вышеизложенным вопросам и доводам, приведенным в данном обращении, в частности:
1. Правомерны ли требования учреждений образования в РК запрещающие(либо ограничивающие) права ношения предмета почитаемой последователями той или иной религии, (в данном случае хиджаба, кимешека, платка, и т.д.) и не является ли подобное обстоятельство нарушением Конституционных прав граждан РК?
2. Регламентировано ли законодательством РК правовая ответственность лиц (школьниц и/или родителей, законных опекунов и т.д.) за неисполнение ими внутренних (локальных, учредительных и др.) нормативных актов организации (учреждении) образования, предписывающих ношение школьной формы установленного образца и соответственно налагающие запрет (ограничение) на ношение одежды религиозного характера?
3. Если действия организаций (учреждения) образования являются обоснованными, то допускает ли законодательство РК возможность достижения определенного правового консенсуса (согласия) между организациями (учреждениями) образования с одной стороны и школьницами и их законными представителями с другой, с целью решения проблемы путем предоставления органами образования прав(в порядке исключения) школьницам на ношение ими вышеупомянутых видов одежды (хиджаба, кимешеке, платков и т.д.)?В случае если подобное соглашение не противоречит законодательству РК в сфере образования и иным действующим нормативно-правовым актам различных уровней, то каким образом предполагается на практике реализовать указанное соглашение, требуется ли для этого юридическое оформление, во избежание конфликта интересов между различными субъектами правовых и общественных отношении?
Уважаемый Нурсултан Абишевич, только вы как глава Государства можете решить этот конфликт, после стольких лет правления, вы знаете что мы всегда верили в Вас, ваы нас никогда не подводили, заметно увеличились мечети, имамы стали более образованней, да мы светское государство, но ведь, наша религия Ислам, вы сами как мусульманин, всегда стараетесь не пропускать наши праздники, именно вы подписали дали выходные на Курбан-айт. Мы верим что вы поставите точку в этом деле.
С уважением, нижеподписавшиеся
Петиция Снятие хиджаба к Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву была создана и написана Пилигрим Странник (butya.76@gmail.com). Эта петиция находится на публичном интернет-сервере www.OnlinePetition.ru. Владельцы службы и спонсоры не связаны с петицией. По техническим и другим вопросам обращайтесь на webmaster@onlinepetition.ru
Снятие хиджаба
Уважаемый Нурсултан Абишевич, на протяжении 23 лет, вы являетесь авторитетом для наших чиновников, благодаря вашей мудрой политике у нас не конфликтов на почве религии или национальности. Но в последнее время наши у нас начились проблемы на почве религии, а именно с министерством образования, потому что Министерство выслало письмо в местные департаменты образования, котором говорится о соблюдении формы одежды в школе. Однако с этим письмом мы не согласны, т.к. наши дети соблюдает форму одежды, белый верх черный низ, что же касается платка, то сегодня у нас нет нормативного акта, официально запрещающего ношение хиджабов в школах,поэтому считаю что предписания указанные в данном письме, нарушают конституционные права моего ребенка. Что же касается устава школы, то этим документом установлен внутренний распорядок школы, но никак не нормативный акт. В связи с этим по этому поводу нам бы хотелось бы указать нанормативные акты нашего государства.
Закон РК и Кемешек (он же Хиджаб)>>